9 октября в российский прокат выходит фильм "Солнечный удар", снятый по мотивам сразу двух произведений Ивана Бунина Никитой Михалковым.
Хотя в название фильма и вынесен заголовок рассказа "Солнечный удар", от другого произведения, образовавшего вторую сюжетную линию, судя по отзывам, в нем гораздо больше - речь идет об "Окаянных днях". Произведения очень разные, и я с огромным удовольствием посмотрю, как Михалкову удалось объединить их в одно целое. Эту "разность" произведений Михалков использовал, чтоб показать жизнь в России до 1917-го и сразу после. Задумка интересная. И я надеюсь, что реализовал ее Михалков, как всегда хорошо. Но об этом можно будет говорить предметно через две недели.
Шел режиссер к фильму долго и сложно - "Солнечный удар" - очень непростая для экранизации вещь. Вот что говорит об этом сам Михалков:
"Мысль о «Солнечном ударе» не оставляла меня. Вновь и вновь я возвращался к Бунину, перечитывая и другие его произведения, его дневники, я пытался почувствовать самого автора, уловить ход его мыслей, понять, как из простой последовательности слов и предложений рождается то уникальное движение воздуха в произведениях, я хотел прикоснуться к «живому» Бунину... Во многом благодаря моим многократным возвращениям к его творчеству и родилась идея соединить два совершенно разных по настроению и тональности произведения — «Солнечный удар» и «Окаянные дни». Эти произведения как две противоположности писателя: Бунина легкого, невесомого, способного прикоснуться к беззаботности и счастью, и Бунина утомленного, даже изможденного, разозленного и поглощенного одиночеством"...
Сегодня мы можем констатировать, что, начав в 2010 году работу над этим непростым проектом, Михалков оказался пророком.
Вот всего несколько фраз из "Окаянных дней"...
"Какого-то старика-полковника живьём зажарили в паровозной топке. «Ещё не настало время разбираться в русской революции беспристрастно, объективно...» Это слышишь теперь поминутно. Но настоящей беспристрастности все равно никогда не будет. А главное: наша «пристрастность» будет ведь очень и очень дорога для будущего историка. Разве важна «страсть» только «революционного народа»? А мы-то что ж, не люди, что ли? "...
"То и будет: напустили из тюрем преступников, вот они нами и управляют, а их надо не выпускать, а давно надо было из поганого ружья расстрелять. Царя ссадили, а при нем подобного не было"...
"Тогда сразу наступило исступление, острое умопомешательство. Все орали друг на друга за малейшее противоречие: «Я тебя арестую, сукин сын!»"...
"И меня уверяют, что эта гадюка одержима будто бы «пламенной, беззаветной любовью к человеку», «жаждой красоты, добра и справедливости»!"...
"Слыхал, что и у нас будет этот дикий грабёж, какой уже идёт в Киеве, — «сбор» одежды и обуви... Город чувствует себя завоёванным как будто каким-то особым народом, который кажется гораздо более страшным, чем, я думаю, казались нашим предкам печенеги"...
"Я видел Марсово Поле, на котором только что совершили, как некое традиционное жертвоприношение революции, комедию похорон будто бы павших за свободу героев"...
"«Предупреждение» в газетах: «В связи с полным истощением топлива, электричества скоро не будет». Итак, в один месяц все обработали: ни фабрик, ни железных дорог, ни трамваев, ни воды, ни хлеба, ни одежды — ничего!"
"В Одессе расстреляно ещё 15 человек (опубликован список). Из Одессы отправлено «два поезда с подарками защитникам Петербурга», то есть с продовольствием (а Одесса сама дохнет с голоду)"...
У меня одного создается впечатление, что писалось это не 90 с лишним лет назад, а буквально сегодня? (По стечению обстоятельств я читал интервью Михалкова о новом фильме одновременно с репортажем о вандализме в Харькове).
Причем тогда Троцкого и других авторов "красного террора" все-таки, хоть и после целого моря крови, смогли прогнать и заставить ответить за их преступления. А страна стала совсем другой. Есть ли такой шанс у тех, кто сегодня повторяет "подвиги" антигероев "Окаянных дней"?
Как вы думаете, будут ли снимать 90 лет спустя такие же фильмы, как "Солнечный удар" о том, что происходит в Киеве, Одессе и Харькове сегодня? Фактура то - один в один.
Кстати, Михалков, по его словам, специально вложил в уста одного из "белогвардейцев" фразу о том, что "в революции виновата русская литература XIX века". Это тоже оказалось не только экскурсом в истории, но и пророчеством. Мог ли он знать, кто и с какими лозунгами выйдет через четыре года на "Марш Мира" в Москве? Ведь сейчас под видом "борьбы со всем плохим" к кровавому угару нас пытается толкать все та же "российская интеллигенция"...
Journal information